Беговые нагрузки – лучшее условие для противодействия атеросклерозу, гипертонии и болезням старости

Преимущества бега перед ходьбой для профилактики и лечения гипертонии и болезней старости

Имеются данные, что даже 50 минут пробежек в неделю позволяет снизить показатель общей смертности, а введение данной привычки позволит увеличить продолжительность жизни на 27%. Здесь важно то, что метод позволяет решать проблему через самые её глубинные первичные механизмы, то есть через этиологию (причину) ухудшения состояния сосудов, а затем и гипертонии. Всё множество других методов, в том числе и через диету, и фитотерапию, снимающих кратковременно спазмы сосудов, и т.д. имеют симптоматический подход и при их устранении проблема быстро возвращается; да и глубина радикального влияния намного меньше.

Следует отметить, что существующие рекомендации кратковременных пробежек слишком щадящие и не позволяют запустить глубинные первичные механизмы регулировки на генетическом уровне, то есть разбудить, энергетику дряхлеющих и стареющих клеток через активацию работы в них митохондрий. Необходимо это делать практически каждый день, чтобы запустить механизмы регенерирования ваших микрокапилляров. Именно хронический спазм в них с последующим стазом приводит в конечном итоге к вымиранию микрокапиллярного русла и превращения его в «болото». При старении исчезает около 50% капиллярного русла. Это один из важнейших этиологических плацдармов для гипертонии на уровне первичных самых мелких капилляров. Здесь гипертония переходит из перемежающихся показателей в устойчивые хронические. Медицина слишком гиперболизирует атеросклерозную сторону этиологии гипертонии, но упускает из вида более глубокие «подводные» стороны проблемы. Все крупные артерии в свою очередь в своих стенках имеют микрокапиллярную сеть, от которой и зависит состояние сосуда. Лечить крупные сосуды сами по себе от атеросклероза бесполезно, результат будет ничтожный или полностью отсутствовать. Атеросклероз всего лишь следствие. Плохие микрокапилляры – ведут к ишемии, а любой недостаток кислорода в тканях неминуемо подключает гены и механизмы провоспаления (воспаления, но без инфекционных начал).

Ишемия и провоспаление — вот истинные первопричины как атеросклероза в крупных сосудах, так и склерозирования в них. Медицинская теория трактует, что первичен атеросклероз, а проблемы в микрокапиллярах вторичны, тогда как всё ровным счетом наоборот. В свою очередь первопричины микрокапиллярной дегенерации во многом кроются на других этажах иерархической пирамиды организма, и особенно на клеточном уровне, запрятаны в возрастном снижении функциональной работоспособности и аэробной энергетики клеток.

Итак, медицина не верно ставит акценты в выборе методов превентирования гипертонии, работает не на тех этажах истинных причин, и тем самым повела методологию по тупиковому, а точнее симптоматическому пути, который никогда не сможет решить радикально проблему атеросклероза и гипертонии.

Активный бег лучшая помощь для открытия спазмированных сосудов и включения механизмов их восстановления

Считаю, что полемика вокруг необходимости бега при гипертонии неуместна, так как никакие другие методы в т. ч. и длительная ходьба не смогут никогда радикально решить проблему выродившегося микрокапиллярного сосудистого русла, а значит и ишемии, и гипертонии.

Методика беговых нагрузок

Это активный бег, пусть прерывистыми короткодистанционными пробежками, то есть с небольшими передышками, но с последующими такими же пробежками, когда возникает предельное чувство усталости, что уже задыхаетесь, не хватает кислорода и больше уже не сможете! Для каждого эту нагрузку следует подбирать индивидуально. При этом бег должен быть регулярным, чуть ли не каждый день в течении длительного периода.

Механизмы запуска репарации сосудов

Только такой бег как метод позволяет включать автоматически выработку вазомоторных гормонов регуляторов, открывающих и даже восстанавливающих новые взамен вымерших сосудов.

Это осуществляется через активацию вазопрессорных или вазодепрессорных механизмов. Без активной их стимуляции эти механизмы, которые регулируются на генетическом уровне, не могут запуститься. При этом происходит не только регулировка закрытых спазмированных микрокапилляров, но и ангиогенез (зарождение новых сосудов), ангиорепарирование, то есть индукция зарождения новых. Ангиогенез в свою очередь выстраивает заново многогранную сеть сосудов, омолаживает ткани, делает их способными выполнять свои функции. В результате чего восстанавливается нейромедиативная и нейротрофическая регуляция, что помогает организму полноценно противостоять механизмам как многочисленных возрастных заболеваний, так и гипертонии.

Ангиогенез это динамическая уравновешенная система, когда одни сосуды естественно отмирают, а взамен им появляются новые. С возрастом ангиогенез отстаёт от потребностей организма в их восстановлении. Если бы умели усиливать темпы ангиогенеза и уравновешивать их потребности, то тем самым существенно бы сдерживали многочисленные дегенеративные болезни возраста. Ангиогенез имеет специальную систему стимулов. Но с возрастом сенсорная чувствительность многих клеток снижается, а значит падает чувствительность к стимулам, клетки становятся менее отзывчивы к стимулам.

Главным стимулом ангиогенеза является дефицит кислорода, который вызывает гипоксию или ишемию. Это через генетические программы запускает белок HIF-1, который содействует выразительности васкулярных факторов, а именно фактору роста внешнего сосудистого слоя VEGF и его нервных окончаний, последний является основой регулирования роста сосудов в различных периодах развития организма. Но у стареющих организмов сенсорные регуляторы на мембранах клеток слабеют, вырождаются, а количество клеток регенерации отстает от количества клеток погибших от ишемии.

Это означает, что чтобы заново запускать работу этих регуляторных структур нужно усиливать стимулирующий сигнал, то есть резко повысить дефицит потребности кислорода и запроса на него. Это в практической плоскости означает необходимость более активных методик стимуляции, как например бег. Аналогичное действие у контрастного душа, когда чередуют холодную воду до некоторого переохлаждения организма с последующим переходом на горячую воду.

Уровень здоровья микрокапилляров зависит от соотношения их регенерирующих и отмирающих клеток. Между ними должен быть баланс. Здесь работают гомеостазные механизмы генетической регулировки.

Механизмы гормезиса

За взаимодействие различных гомеостазов, действие которых может быть противоположно направленным, отвечают механизмы гормезиса, то есть коридора, предела в которых они нормально должны сотрудничать. За гормезис отвечают гены взаимодействия. Это специальные дополнительные программы урегулирующие и координирующие их взаимоотношения. Как видим с возрастом эти границы коридора для существования нормального гормезиса изменяются. Программы урегулировки взаимоотношений приходят в дисбаланс, дисгармонию. Возможности коридора для оптимальной регулировки резко ограничиваются. Сигнал стимула для возвращения системы в норму должен быть усилен. Это и означает, что при хронической гипоксии тканей надо вводить не щадящие механизмы регулирования, а наоборот усиленные. Иначе механизмы регулировки остаются недоступными, выходят за порог сенсорной чувствительности. Система становится плохо управляемой. Это и есть плацдарм для хронических заболеваний.

На практике же рекомендации выдаются ровным счетом наоборот. Конечно, щадящие методы уменьшают потребности ткани в кислороде и облегчают временно состояние системы, она меньше страдает от гипоксии и меньше изнашивается, но, тем не менее, ограничиваются возможности механизмов запуска репарации. Вся система входит в перекос, когда процессы отмирания клеток превалируют над процессами репарации. Однако задача не просто приостановить темпы изнашивания, но в первую очередь восстановить такие системы, усилить темпы репарации, тем самым сдержать старение, индуцировать в клетках вторую молодость. Здесь нужно умение и понимание маневрирования между двумя крайне противоположными процессами, между двумя крайностями: увязывать их в оптимальный для системы поток с уклоном в сторону на усиление механизмов восстановления всей системы через усиление востребованности клетками кислорода и уровня их энергетики. Но форсирование имеет свои пределы возможностей в рамках гормезиса и из положительного значения может быстро перейти в отрицательное. Чрезмерное форсирование кислородопотребления может в определенных ситуациях привести к обратному процессу, то есть усиления ишемии ткани, в том числе и из-за ряда дегенеративных изменений в тканях, которые надо крайне осторожно и медленно устранять, вести общую динамику в заданном направлении.

Для того чтобы с пониманием вести восстановление системы до нормы, нужно знать критерии работы законов гормезиса. Здесь на этом пути подсказкой будет знание принципов регулировки и адаптации сложных биологических систем, которые позволяют повысить, восстановить функциональную работоспособность системы и при этом не выйти за пределы оптимума её существования. Задача не повести систему за пределы адаптации, то есть в зону стресса, за рамки оптимальной регулировки в пределах коридора гормезиса. Здесь следует учитывать закономерность развития качественно отличающихся общих неспецифических адаптационных реакций организма на действие факторов внешней и внутренней среды. Суть этого в том, что при действии факторов, имеющих слабую (пороговую) или среднюю (умеренную) биологическую активность, возникает комплекс изменений с разной направленностью, в одном случае эти воздействия будут приносить пользу системе, тренировать приспосабливать её к трудностям, а в другом - приводить систему к её износу по типу стрессовой реакции.

Настройка регулировок происходит на верхних этажах, то есть на уровне ОАС (Общего Адаптационного Синдрома). В свою очередь только с этого этажа возможны корректировки работы на клеточном уровне за счет усиления медиативных функций.

Кратковременные раздражения, применяемые регулярно, тренируют системы регулировок. Это так называемые адаптационные реакции тренировок. Если поддерживать их, то защитные силы организма постепенно повышаются.

Может ли заменить бег длительная ходьба?

То, что предлагают некоторые специалисты по ежедневной ходьбе около 10 тысяч шагов в день, тоже не является достаточным, так как это не позволяет достигнуть порога повышенной нагрузки, когда становится возможным запуск механизмов цейтнота, SOS реакции с вазомоторным мощным ответом и особенно ангиогенеза.

Конечно, следует поощрять ежедневные совершения прогулок пешком не менее 5, а лучше 10 км. Тем не менее, следует понимать, что это лишь частично сдерживает проблему дегенерации микрокапилляров и связанные с ней атеросклероз, гипертонию и преждевременное старение, но, в тоже время, не решит проблему полностью и не позволит вылечиться от этих заболеваний.

Ищите возможность найти время ежедневного бега на природе.

В рабочее время, когда не до пробежек:

  • массажируйте себя сами,
  • растирайте руками или полотенцем голову, волосы до покраснения,
  • стукайте пальцами до боли по голове, потягайте себя за волосы,
  • разотрите полотенцем позвоночник до разогрева,
  • хлопайте сильно в ладоши, разотрите их до красноты,
  • приседайте,
  • поколачивайте себя,
  • шейные мягкие упражнения и повороты,
  • глубоко подышите,
  • бейте до боли руками об твердую плоскость,
  • попрыгайте с приподъёмом со ступни и хлопками пяток о пол.

Все это усилит не только кровоток в мозг, но и выработку антигистаминных противоболевых нейромедиаторов, заглушающих боль.

Материалы проверены экспертом
Гарбузов
Гарбузов Геннадий Алексеевич
Биолог, дипломированный фитотерапевт, кандидат биологических наук, имеющий большой практический опыт в лечении различных недугов.
Категория
Авторские статьи
Автор

Биолог, дипломированный фитотерапевт, нутрициолог, кандидат биологических наук

Стаж 40 лет

Подробнее обо мне
Оглавление
0