Серотониново-мелатонинововый маятник
Новая концепция универсальной регулировки и интеграции всех процессов в организме.
Этот верховный маятниковый механизм создан не только для управления и поддержки стабильности всего огромного потока разнонаправленных процессов внутри организма, но и обеспечивать навигацию для сохранения устойчивости в изменяющихся непрерывно внешних условиях среды.
До этого ранее серотонин в эпифизе воспринимался лишь как химический предшественник мелатонина, или как нейромедиатр, или как самостоятельное вещество обеспечивающее тонус нервной системы. При этом он не рассматривался как гормон-балансир, работающий только в паре с мелатонином, что и обеспечивает реализацию верховного механизма интеграции всех процессов. Серотонин рассматривался лишь как вещество, играющее роль посредника между нервными клетками, без которого химическая реакция производства мелатонина оказалась бы прервана.
Рассогласование работы маятника – путь к предболезни. Организм не чувствует ни хорошего бодрствования, настроения, ни хорошего сна. Все размыто, смазано. Начинается состояние предболезни, десинхроноза и дистресса. Эпифиз при этом угасает, теряет свой тонус. А это уже база для преждевременного старения и ряда хронических болезней.
Роль серотонина в созревании организма. За половую зрелость и перезревание (адальтус) отвечает не уровень мелатонина, а серотонин. В научной литературе встречаются противоречивые мнения: по одним авторам мелатонин стимулирует половое созревание, а по другим – наоборот его сдерживает.
Но восстановить мощный уровень серотонина можно только тогда, когда будет вырабатываться достаточно мелатонина и наоборот: без достатка серотонина невозможен достаток мелатонина. Так какого же воздействия светового или темнового, организму нужно больше, чтобы усилить их продукцию?
Погружение организма в темноту приведет к снижению выработки серотонина, но к преобладающему синтезу из него мелатонина. Баланс постепенно должен сместиться не к простому увеличению синтеза мелатонина, а к медленному снижению всего уровня серотонин + мелатонин, так как серотонин является предшественником для синтеза мелатонина. Но при общем их снижении синтез будет смещен в сторону мелатонина. Концентрация его будет преобладать над серотонином, что в конечном случае будет иметь свой определенный лечебный эффект. Но длительно организм в таком состоянии удержать нельзя, так как в целом эта система будет «тухнуть», то есть будет уменьшаться амплитуда (суточная концентрация) выработки этих гормонов. Чтобы система не затухала, можно предложить такие условия, когда организм находится на высокой освещенности, но кратковременно, а темновой период существенно удлинять, например, удлинять ночное пребывание на 2-3 или даже 5-7 часов, но с учетом, что световой период уменьшается настолько же.
Принцип гироскопа.
Баланс гормонов серотонина и мелатонина в эпифизе - является ключевым механизмом работы гироскопа. Напомню, что в эпифизе имеются одновременно как серотонин, так и мелатонин. Причем первое переходит во второе. Серотонин нужен в эпифизе не просто как субстрат для мелатонина. Он активно управляет его образованием. Соотношение этих гормонов в эпифизе говорит о его химическом крене на данный момент. Внешние факторы могут определять, чего должно больше вырабатываться на данный момент. Гироскоп чувствителен к углу наклона самолета или заданного курса, а серотониново-мелатониновый маятник чувствителен к актиноритмическим факторам. Они определяют скорость метаболизма серотонина в мелатонин. В результате в эпифизе будет преобладать то фаза доминирования синтеза серотонина, то фаза мелатонина. Именно скорость перехода серотонина в мелатонин определяет состояние гироскопического поворота «волчка». Этот гироскоп является навигатором работы соподчиненных с ними систем. Он ориентируется по определенным параметрам среды, и дает коррекцию на регулировочные механизмы.
Гипоталамус – партитура для эпифиза. Ядра гипоталамуса ответственны за то или иное управление гормонального статуса. Каждое гормональное направление управляется специфическими ядрами гипоталамуса. Получается замкнутая система самоуправления. Но в то же время эта система не вполне замкнута, а является поводковой от эпифиза. Каждое ядро настроено по - своему на тот или иной ритм, мощность, осциляцию из эпифиза. На все уровни и амплитуды модуляций циркадных, сезонных и онтогенетических колебаний С-М маятника в эпифизе происходят резонансные ответы в соответствующих многочисленных ядрах гипоталамуса. Одна команда рассыпается сразу же на многочисленные подкоманды в разных ядрах. Все эти подкоманды синхронизируются с особенностями активности эпифиза. Чувствительность разных ядер гипоталамуса на изменения в эпифизе разные. Поэтому при изменениях в колебательном контуре эпифиза происходит не одновременное изменение активности определенных ядер гипоталамуса, а лишь отдельных из них. Каждое из которых сонастроено на определенную октаву камертона. То есть с изменением работы эпифиза происходит разновременное и возрастное изменение активности различных ядер гипоталамуса: одни из них наращивают свою активность, другие – наоборот, тухнут, становятся неактивными. Это приводит к перестройкам в организме, к возрастным его изменениям, а также к патологическим реакциям и патологической предрасположенности.
Эпифиз, как и гироскоп, действует на поводковые механизмы. У человека поводковым механизмом является гипоталамус. Вспомним, как влияет гироскоп на поводковые цепи. Это может быть и угол его наклона, это и влияние высоты полета, и многие-многие другие факторы сказываются на крутящемся ²волчке².
Повидимому, мощной поводковой входящей системой в него являются эмоциональные состояния, а также реакция стресса.
Возможность такого управления из сознания конечно дана не всем людям подряд, а в первую очередь духовно продвинутым, то есть настроенных на иные духовные ценности жизни, и не ставящие материальные ценности, саму жажду к этим ценностям во главу угла. Эта материальная жажда, алчность необузданность полностью наотрез перекрывает этот дар управления человека самим собой! Каждому свое, у каждого свои ценности и свои интересы.
Параметры изменений амплитуды работы эпифиза определяют на какие конкретно поводковые выходы он больше всего будет воздействовать. Эти параметры определяют мощность, размах и т.д. маятника. Их определяют большие и малые колебательные ритмы в организме. Такие многочисленные изменения в его работе, параметры его активности тем или иным его показателем действуют больше на то или иное гипоталамическое звено (ядро), что в конечном счете может привести в разных случаях к совершенно разным гипоталамическим изменениям, а значит, и к разным гормональным сбоям, то есть патологиям. В одних случаях, когда затрагиваются ядра, ответственные за ТТГ (тиреотропный гормон), идет нарушение по линии щитовидной железы с проявлением целого ряда симптомов этого заболевания. В других случаях идет нарушения в уровне содержания половых гормонов, например, эстрогенов и тестостерона. В конечном счете все зависит от того, в какой степени автопилот, то есть эпифиз смог воздействовать на те или иные ядра гипоталамуса.
Но иногда бывает и наоборот - все зависит от того, в какой степени изменилась чувствительность ядер гипоталамуса по разным причинам на фоне одной и той же активности эпифиза. Но это уже отдельное направление исследований.
Существование нейрогенного центрального ритмоводителя.
Эпифиз – ведущий ритмоводитель организма. Но он заводит и синхронизирует гормональные ритмы. Тем не менее, найден и нейрогенный циркадный (околосуточный ритм) ритмоводитель. Главный хронометр организма – в гипоталамусе. В 1960-х годах были проведены эксперименты по выявлению главного хронометра организма. Оказалось, что он находится в гипоталамусе. Крысы с поврежденным гипоталамусом спали, просыпались, питались и двигались, на первый взгляд, нормально, но в их действиях отсутствовала периодичность. То же происходит и с людьми, чей гипоталамус поврежден опухолью: их сон становится беспорядочным, регулярный режим – невыполним.
Как эти данные состыковать с данными о циркадности работы эпифиза? Кто из этих механизмов первичен, а кто вторичен? Как известно, гироскопов в системе управления самолета не один. Также биологическому организму животного нужно несколько механизмов ритмовождения (гироскопов), чтобы управлять разными сторонами жизнедеятельности. Ясно пока только одно, что работают эти ритмоводители в унисон. Но если НЯГ ведет только циркадные ритмы, то эпифиз отвечает и за сезонные и возрастные ритмы. Если НЯГ – это автоматический биохронометр, то эпифиз заводится через супрахиазматическое ядро на реальные колебания темноты и света.
Похожие статьи
Биолог, дипломированный фитотерапевт, нутрициолог, кандидат биологических наук
Стаж 40 лет
Подробнее обо мне