Интервальное питание – путь к идеальному здоровью

Аутофагия – дословно самопоедание.  Жизнь построена на единстве противоположных основополагающих принципах. Её метаболизм зиждется на анаболизме и катаболизме. В норме они всегда уравновешены, но могут при потребности быть расширены, сужены или взаимно усилены. Точно так же жизнеобеспечение клеток состоит из аутогенерации и аутофагии.  Это всегда уравновешенные противоположные начала самосозидания и саморазрушения. Одно не может существовать без другого. Каждое из них обязательная сторона жизни клетки, без которой невозможна её репаративная деятельность. На уровне организма эти принципы должны обеспечивать непрерывность существования, саморегенерирования.

Аутофагия и катаболизм это параллельные процессы, но при аутофагии задействованы и дополнительные механизмы.

В растительном мире эта саморегенерация осуществляется за счёт перезакладки почечных меристем на новом месте. В животном мире всё основано на других принципах и главенствует здесь принцип ограничения размеров особей (гомойотопия) из-за чего перезакладка стволовых клеток (как и меристем у растений) на новом месте невозможна. Поэтому главенствующими становятся принципы аутофагии и апоптоза, когда необходимо расчистить, освободить место новому. В случае аутофагии репаративный процесс идёт только на внутриклеточном уровне, а при апоптозе – на внеклеточном уровне, то есть самоуничтожение целиком клеточных линий с последующей регенерацией, обновлением новыми клеточными линиями, а при необходимости и целыми тканями.

Под аутофагией понимается процесс переработки клеточных компонентов за счёт встроенных для этого механизмов в самой клетке. Эти процессы имеются повсеместно у дрожжей, грибов, растений, а также животных и людей. С помощью этого процесса клетка подвергает саморазложению, утилизации своего цитоплазматического содержимого, включая поврежденные органеллы и белки.

Кроме того, в случае жизненной необходимости этот же механизм может использоваться для того, чтобы обеспечить эндогенным путём организм необходимыми веществами.

Осуществляется этот процесс посредством фагосом доставки  и разложения  =  аутолиза компартментов в лизосомах – кладовых для ферментов.

Для реализации, запуска аутолиза в здоровых организмах необходимы условия временного голодания. Без этой фазы кратковременного голодания запуска аутофагии не будет. Также аутофагию могут запускать патогенетические факторы, включая инвазивные, онкологические и стрессовые. Для реализации нужны ферменты которые работают в кислой среде лизосомы внутри клетки – начинает перерабатываться аутофагосома (мусор). Она распадается на более мелкие элементы, которыми впоследствии питается обновленная, «очищенная» клетка. 

В здоровом организме суть аутофагии состоит в циклическом самовозобновлении, самовосстановлении, представляет собой динамичную систему рециркуляции, которая производит новые строительные блоки и энергию, необходимые для обновления клеток, физиологии и гомеостаза. 

Известно что с возрастом механизмы аутофагии ослабевают. Вся динамика самообновления проседает, замедляется и входит в критическую зону. Накапливается количество нефункциональных, то есть потерявших необходимую конформацию белков. Как результат, такие клетки становятся менее чувствительными, отзывчивыми и управляемыми, возобладает резистентность, толерантность. Ослабевает рецепторная функция клеток. В итоге клетка становится низкофункциональной. Шлейфом идут эпигенетические перестройки, митохондриальные, хромосомные (теломеразные) дисфункции. Очевидно это является одной из причин клеточного сенесцента – старения, изнашивания. Если бы мы овладели методами сдерживания угасания аутофагических обновлений, то, очевидно, овладели бы методами противодействия клеточному сенесценту.

Также известно, что с возрастом происходит замедление процесса обновления клеток за счёт ограниченных возможностей апоптоза, что ведёт к снижению способности восстановления тканей. Возможно ослабление апоптоза зависит от ослабления аутофагии? 

Остаётся ответить на вопрос что причина, а что следствие, что первично: угасание аутофагии или более глубинные клеточные процессы как эпигенез, дисфункции теломеразы и митохондрий? Чтобы ответить на этот вопрос следовало бы провести эксперимент на культуре клеток, где можно прямым путём получить ответ на вопрос, что регулярные периоды голода запускают,  регулируют и улучшают аутофагию?

Аутофагия причина лимита Хейфлика?

Известно что в культуре ткани клетки тоже проявляют сенесцент и имеют лимит репликаций = 51, который называют лимитом Хейфлика. Очевидно этот лимит тоже связан с исключением  здесь пусковых механизмов для аутофагии. Ведь эти клетки в пробирках постоянно содержатся на одних и тех же питательных средах и поэтому они не могут запустить триггеры аутофагии. Похоже если бы эти клетки тоже перевели на периодические голодные режимы, то у них удалось бы запустить аутофагию, а это бы позволило значительно раздвинуть границы сенесцента и лимит Хейфлика.

Аутофагия запускается триггерными механизмами, то есть не прямой детерминацией, а косвенно через запуск опосредующих механизмов. Гарбузов Г. А. предлагает ввести разделение понятий механизмов аутофагии на облигатные и условные. Условные механизмы запускаются не на уровне саморегулировки клеток, а на уровне организма с помощью гормонов голода и насыщения, а также других. В культуре ткани, естественно, эти этажи регулировок исключены, эта регулировка вынесена за пределы автоматики клеток. Значит нет полноценной корректировки аутофагии. Это и объясняет возможную причину сути лимита Хейфлика и сенесцента клеток в культуре ткани.

Аутофагию можно разделить на полноценный цикл самообновления и частичное самообновление. Облигатная аутофагия с полным циклом обновления возможно только в мире низших как дрожжи, бактерии… У более высокоорганизованных существ и животных появляются механизмы условной аутофагии, которая координируется сверху. Это верхний уровень коммитации клеток (навязывание правил, обусловливание). Это так называемая вынесенная коммитация. Этой коммитации нет в культуре ткани, а значит аутофагия здесь не полноценна, незавершенный цикл.

Завершенный цикл аутофагии мог бы быть на уровне всего организма, но здесь его тоже нет. Почему? Очевидно препятствием становятся более верховенствующие правила гормональных возрастных перестроек, которые исключают, гасят, глушат такие коммитации. Очевидно мы можем вмешиваться в корректировку регулировки аутофагии путём системы циклических голоданий.

Голодание - это ключ от аутофагии.

По сути без голодания не возможен механизм запуска извлечения энергии. Посредством регулировки энергетики только и возможно запустить аутофагию. Это энергозатратный механизм.

Голодание ключ от кладовой, где природа хранит энергию. Голодание достигает каждой клетки, каждого органа и генерирует жизненные силы. Не понимая сути фазы голода люди не понимают причину всех страданий, она остается для них тайной.

Фактически ни один человек не знает, как ужасно и быстро загрязняется его организм, а тем более это разрушительное загрязнение длится многие годы из-за непрерывного переедания, из-за неиспользования очистительного голодания. Это пролог, фундамент для «предболезней». В последующем на этот неспецифический фактор болезни могут наложиться специфические факторы и, не встречая контрпозитные силы противодействия ослабленных функционально систем и тканей,  и происходит проявление болезни из скрытой фазы в открытую, реализованную. Первопричина здесь последующих проблем отсутствие запуска механизмов аутофагии. Аутофагия сказывается на ослаблении энергетики клетки, митохондриальную дисфункцию, эпигенетические перестройки, а также нарушение работы фермента теломеразы на хромосомах с целью обновления теломер. Система становится разомкнутой, не полностью самовосстанавливаемой, а значит и лимитированной, Как результат – хорошо известный лимит Хейфлика, когда клеточные потомства способны к ограниченному существованию. Напомню что клетки растений способны к неограниченному существованию из-за реализации механизмов полного самовозобновления. Известны в природе клоновые рощи растений возраст которых насчитывается 80 тысяч лет и признаков старения не проявляют.  

Мы люди в условиях нашей цивилизации постепенно утратили подсознательный инстинкт авторегулировки аппетита.    

Система периодических голоданий разной длительности запускает механизмы полномасштабного аутофагического обновления клеток?

Похоже, что в условиях организма тоже кратковременные 18-23 часовые периоды голодания не вполне достаточны для глубокой, качественной аутофагии. Очевидно прав был Поль Брег, который предложил систему циклических голоданий начиная с 3-х  дневных и до 7 – 15 - 21 дня в году. При этом достиг удивительных результатов, когда в возрасте 80 лет он выглядел на 40-летнего. Очевидно сочетание этих методик периодического голодания с циклом 23/1 часа и некоторых циклов по Брегу даст более высокие результаты по омоложению через запуск не только аутофагии, но и апоптоза, что позволит запускать не только репарацию клеток, но и регенерацию.

Основным триггером, пусковым механизмом аутофагии являются голод (подчеркиваю обязательно голод). Без аутофагии невозможны процессы самоочистки, самообновления, репарации и последующего созидания.

Современные люди со своим трёхразовым питанием полностью исключили эту важнейшую фазу самоочистки организма – голод. Как  итог, расплачиваются за это неизлечимыми болезнями, преждевременным старением.

Также пускателями аутофагии могут быть патогенные микроорганизмы и стресс.

Аутофагия играет ключевую роль в регуляции иммунного ответа, включая дифференцировку иммунных клеток, презентацию антигена и генерацию Т-эффекторных ответов, развитие защитного иммунитета против патогенов и координацию иммунометаболических сигналов. Множество исследований показывают, что как нарушенные, так и сверхактивные аутофагические процессы вносят вклад в патогенез заболеваний человека, включая инфекции, рак, атеросклероз, аутоиммунные и нейродегенеративные заболевания. 

Возможности аутофагии в оздоровлении и омоложении организма.

Многие специалисты обозначили важное неоценимое значение и широчайшие возможности аутофагии в оздоровлении и омоложении организма. При этом идёт широкий спор-обсуждение в реализации её деталей с целью наиболее правильного её запуска, чтобы получить максимум эффекта по омоложению. Никто не сомневается в пользе аутофагии, но вариаций механизмов её реализации множество. Аутофагия обоюдоострое оружие – она может дать глубокие положительные результаты по преобразованию и перестройки нашего организма в сторону его омоложения и тем самым принести радость здоровой жизни на многие десятилетия вперёд, а может принести жесточайший вред за счет индукции механизмов провоспаления, интоксикации и старения. Где оптимум её эффективности? Известно множество способов стимулирования аутофагии, в том числе различные типы голодания, включая различные варианты интервального голодания, а также ограничения калорийности пищи.

Анализируя различные варианты периодического голодания, например 16:8, когда в последние 8 часов вы можете принимать пищу за несколько раз. Следует отметить, что каждое повторное употребление пищи отменяет истинные потенциальные лечебно-оздоровительные возможности аутофагии, даже малейшие перекусывания и приём напитков полностью отменяет чистую пользу аутофагического эффекта. Так что все способы лечебного многоразового питания – это самообман, который способствует поддержке в организме стрессового взбудораженного состояния. Это всегда пролонгирование скрытого стресса и состояния хронического провоспаления, а значит усталости и предрасположенности к болезням, перенапряженного иммунитета и издёрганного метаболизма. Там где скрытый стресс там предрасположенность к ожирению. Именно в этом скрытый смысл пользы аутофагии. Проблема не в калорийности или количестве приёма пищи за сутки, а именно не допускать ни одного лишнего приёма в сутки. Даже малейший перекус, например, фруктинка, ягодка, печенюшка полностью отключает, отменяет всю пользу накопленного за 12 часов эффекта от аутофагии и в этом весь секрет. Задача войти в глубокую очистительную аутофагию, но при этом исключить весь шлейф побочки от этого, то есть достичь полной оптимизации в сторону максимальной пользы и минимального вреда. Достичь этого можно только на строго 1-разовом питании, но на фоне обязательного сохранения его полноценности и качества. Компромиссы отменяют весь эффект.

Человек перешедший на 1-разовое питание только по началу в первые 1-2 недели ощущает дискомфорт от перехода на новый тип питания, но затем происходит быстрая адаптация, и чувство голода вас больше не мучает, не является стрессом. К нему быстро можно приспособиться. Если мы научимся не отменять (причём полностью) полезную сторону аутофагии, но на фоне полной минимализации её побочки, что возможно путём четкого балансирования на лезвии-грани здоровья и нездоровья, только так и можно достичь истинных результатов в оздоровление и омоложении.

Отмена аутофагии моментально запускается при малейшем срабатывании поджелудочной железы при выработке ею ферментов или желчных кислот в желчном пузыре. Реакция отмены происходит мгновенно. Известно, что даже при длительном голодании выработка желчи долго практически не приостанавливается или затормаживается незначительно и это очень большая проблема полностью остановить выработку желчи.

Материалы проверены экспертом
Гарбузов
Гарбузов Геннадий Алексеевич
Биолог, дипломированный фитотерапевт, кандидат биологических наук, имеющий большой практический опыт в лечении различных недугов.
Категория
Авторские статьи
Автор

Биолог, дипломированный фитотерапевт, нутрициолог, кандидат биологических наук

Стаж 40 лет

Подробнее обо мне
Оглавление
0